За всё время пока "увлекаюсь машинами" - ни разу не встретил нормального объяснения понятий "мощность", "крутящий момент" и всего с ними связанного. Какие-то рассуждалки про силу, приложенную к рычагу помноженную на гравитацию, про "мощность это скорость с которой вы влетели в стену а момент - насколько сильно помялись" итд. В итоге, накопив чуток элементарных познаний, попробую объяснить "на пальцах" так, что понятно станет даже ежу.
Вот грубо говоря человек - тащит ящик. Или лошадь тащит сани. Попала в канаву - лошадь поднатужилась и вытащила сани из канавы. Т.е. наибольший крутящий момент у человека и лошади - на нуле "оборотов" (на человеческом языке будем говорить об "оборотах" как о перебирании ног - чем чаще, тем больше оборотов. Аналогия на самом деле довольно точная, дальше увидите сами). А если человек с разбегу будет врезаться в этот ящик - никуда он его не вытащит. На высоких оборотах (перебирание ногами) у человека меньше крутящий момент, чем на низких.
Соотв. мощность - это полезная работа - на сколько человек протащил в итоге ящик. То есть (вот то, что имеют ввиду объясняльщики в умних книжках). Равняется она, как видим, "силе шага"*кол-во шагов. То есть "крутящий момент * на обороты".
А у автомобильного двигателя наивысший крутящий момент - не на нуле оборотов, а на более высоких. На нуле крутящий момент максимальный вроде у электродвигателя и паровой машины. Тем не менее - на джипах и тракторах крутящий момент внизу - как раз чтобы "вытягивать из канавы телегу". А у спортивных двигателей крутящий момент начинается выше по оборотам и в итоге произведение дает большую мощность.
Еще одно сравнение. Идет пара. Девчушка семенит ножками, а амбал перебирает большими шагами медленно. У девчушки меньше момент но она быстрее перебирает ногами (выше обороты). Мощность в итоге одинакова, т.е. работу (сумочку нести например) они совершат одинаковую. У машины - это как Порше Кайен и форсированный двухлитровый Honda Civic Type-R - у первого адовый крутящий момент на низах, у второй момент маленький, но обороты выше, в итоге разгоняются примерно одинаково. Опять же чтоб стало понятнее -у хонды вспышек в двигателе больше, пф-пф-пф-пф, но они менее атомные, чем пыыых-пыыыых-пыыыых у большого мотора V8 Кайена. А у какой нибудь Феррари 430 тот же V8 примерно того же объема, но он настроен под высокие обороты, и там такие же атомные взрывы как у кайена - на вдвое более высоких оборотах, вдвое чаще - поэтому она и увалит от кайена как от стоячего.
Теперь назад к амбалу и девочке. Что вы делаете когда подходите к ледяной луже зимой? Начинаете семенить ногами быстрее и аккуратнее. Т.е. развиваете меньше крутящего момента, но выше обороты, за счет этого не меняется мощность, и вы не поскальзываетесь. Поэтому высокий крутящий момент срывает колеса в букс легче.
Источник: http://smotra.ru/users/opposer/blog/102730/ |